Самые первые сведения о берендеях мы находим в «Книге Велеса» и «Ярилиной книге», они относятся ко временам Русколани – царства существовавшего с IX века до н.э. по IV век н.э. и занимавшего земли в Северном Причерноморье от Днепра до Дона и Нижней Волги, северных отрогов Кавказа.
Берендеи изначально были не племенем, а воинским сословием, защитниками Русколани. Поэтому в ряды берендеев вступали воины разных народов – славяне, скифо-аланы, анты-адыги, тюрки и т.д.
Берендеями был основан город Переславль недалеко от Киева. Они по прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси.
Летописи так же сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар («пошёл Владимир на болгар и берендочи с ним»).
Однако, несмотря на традиционную поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с христианским Киевом у берендеев становились всё более сложными.
Киевские князья, подстрекаемые духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Так было во времена Ярослава, который построил Софию Киевскую в честь побед над язычниками-берендеями. Завершил же дело крещения переславцев Владимир Мономах (1053-1125).
Справка: Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков. В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины. |
* * *
Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой древнюю ведическую культуру.
Теперь здесь поднимались и богатели города – Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль, Углич и иные. Берендеями, ушедшими из Днепровского Переславля, были построены Переславль-Залесский (ныне Переславль) и Переславль Рязанский (ныне Рязань). В пригороде Суздаля появилась и крепостица, именуемая Владимир.
Города быстро отстраивались и богатели, поэтому они привлекли к себе внимание киевских князей и церковников. Начались походы в «земли язычников», сопровождаемые поборами в пользу княжеской и церковной казны. Потому волхвы и стали поднимать народ на мятеж по всей стране и «избивать старую челядь, говоря, что они прячут запасы» (Лаврентьевская летопись, 1024)
«Повесть временных лет» свидетельствует, что восстания язычников были в 1024 году в Суздале, а в 1071 году – на Волге, Шексне и Белоозере. Они были подавлены Ярославом и Яном Вышатичем. Волхвы были убиты, а капища и мольбища разорены. Одновременно волхвы призывали к мятежу в Киеве и Новгороде, но также были убиты. Летопись очень красочно описывает, как волхвов пытали, рубили топорами и бросали на съедение медведям. После этого позиции церкви в крае сильно упрочились.
Но берендеи, что жили в Переславле-Залесском, во Владимире и Рязани, так и остались ведославами, ни мечом, ни проповедью их тогда обратить не удалось.
Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому они говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь!» (Лаврентьевская летопись, 1155).
Ведическая традиция в крае не угасала. При сыне Юрия Долгорукова, князе Андрее Боголюбском, а потом и при Всеволоде, строились многие храмы, среди которых – храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами, повторяющие рельефы ведических храмов Русколани. Среди рельефов этих храмов мы находим изображения Даждьбога, Сварога, Велеса. Выполнены они были резчиками древней ведической школы, возможно – берендеями.
Справка: Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. |
Справка: Дмитриевский собор. Это придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов с изображениями святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в оригинальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Успенский и Дмитриевский соборы, наряду с белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Справка: Георгиевский Собор стал памятником победы, одержанной в 1221 году князем Юрием Святославичем над волжскими булгарами. В ходе этого похода был основан Нижний Новгород. На месте нынешнего Георгиевского собора еще в 1152 году Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить дедовскую постройку, так как она «обветшала и поломалась», а на ее месте в 1230—1234 годах был построен Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием. Белокаменная резьба оплетает сплошным узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали — колонки, капители, арматурный пояс, порталы. Фигуры людей, зверей и мифических чудовищ перемежаются с причудливым растительным орнаментом, в результате покрытый каменным кружевом собор превращается в высеченный из цельного камня затейливый фигурный блок. |
При Андрее Боголюбском во главе церкви во Владимире стоял отец Феодор, которого современники именовали волхвом.
Отец Феодор был племянником боярина Петра Бориславовича, предполагаемого автора «Слово о полку Игореве» (по версии академика Б.А. Рыбакова). Видимо это семейство принадлежало к роду волхвов – хранителей веры.
Они берегли священные ведические книги, знали и песни Бояна. Это не помешало быть Феодору православным христианином апостольской традиции – той, которая не отрицала древнюю русскую ведическую веру.
Феодора греки-церковники казнили за ересь в 1168 году в Киеве. Эта казнь, а также недавно прошедшие в Киеве убийства многих суздальцев и владимирцев, отравление князя Глеба, сына Юрия Долгорукова, переполнили чашу терпения.
Поэтому в 1169 году войска Андрея Боголюбского пошли на Киев. Берендеи, которые должны были защищать Киев от войск Андрея и от своих же родичей-берендеев, отказались это делать. Киевский князь был убит берендеями, перешедшими на сторону Андрея. Все церкви в Киеве были разграблены, в том числе Десятинная и София Киевская, монастырь Печерский был сожжен «от поганых» (Лаврентьевская летопись 1171).
Андрей Боголюбский из-за этой победы «исполнився высокоумья и разгордевся велми». Он посчитал себя князем, владеющим всеми южно-русскими землями, но был разочарован. Ибо победой своей он был обязан гневу берендеев из-за казни Феодора. Воевать же за Андрея против всей Руси берендеи не желали. И без того война привела к разорению многих русских земель. После того как Андрей вновь повел войска на Киев, он не смог взять даже киевский пригород Вышегород, а после возвращения во Владимир был убит своими же слугами.
Последнее упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 год, где сказано о том, как Всеволод Черемный, отправился воевать с Галичем, «и берендичи идоша с ним». Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки.
После разорения в религиозных междоусобицах XII столетия, Русь лежала в развалинах и была открыта любому завоевателю. Поэтому развалившуюся страну стали захватывать соседи – поляки и литовцы, немцы. Началось монголо-татарское иго.
Первая битва с монголо-татарами на Калке сильно напоминало последнюю битву религиозной междоусобицы. Сами берендеи в этой битве не участвовали, но их дальние родственники – донские бродники (предки казаков) воевали на стороне монголо-татар, и вёл их в бой воевода Плоскыня. Их воины и привели к победе монгольские войска. А на стороне киевских князей сражались давние враги берендеев и бродников – половцы, к тому времени уже крещённые. Кстати после победы на Калке, монгольские войска не пошли на Киев, возможно потому, что не захотели бродники-казаки.
Через несколько лет Русь вновь подверглась нашествию монголо-татар и утратила независимость. Под Рязанью с войсками Батыя доблестно сражался воевода Евпатий Коловрат из рода берендеев.
Прославился во времена монголо-татарского ига также князь Александр Невский, родом из берендеевских мест – из Переславля-Залесского. Александр воевал с немцами и установил мир с монголами.
Последний царь из рода Рюриковичей – Шуйский разорил последние святилища берендеев под Переславлем-Залесским, у Синего камня и села Берендеево.
Берендеевские штучки в роще вблизи Синь-камня 2013 г.
* * *
Берендеи и в последующие времена оставались Хранителями Традиции. Они стали своеобразным военно-монашеским орденом внутри православного казачества.
Легенды костромских берендеев дошли до нас в приложении драматурга А.Н. Островского, автора поэмы «Снегурочка». Эта поэма многим открыла прекрасный мир славян.
(Материал подготовлен на основе информации Александра Асова «Тайная история русского язычества»)