Страна зелёных витаминов

Проект реализуется при поддержке ОАО «Россельхозбанк» Главная
Сегодня: 24 ноября 2024 года
Авторизация
 Регистрация
Имя
Пароль
Число пользователей: 1398
ТУРИСТАМ
Блог Сергея Конина Наш интернет-магазин

Летопись Суздаля

Домонгольский период

 Древнейший русский город Суздаль возник в IX — X веках на месте поселения финно-угорского племени меря.

 Впервые Суздаль появляется в летописи под 1024 годом как название целой округи ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы. Он упоминается как Суждаль, но уже с середины XI века употребляется форма Суздаль. В основе названия видят древнерусский глагол «создать», который первоначально имел значение «сделать из глины». Таким образом, название города может быть осмыслено как «сделанный из глины», то есть «глинобитный» или «кирпичный». Однако более вероятно, что от слова «создать» сначала было образовано имя или прозвище какого-то человека, возможно, гончара или кирпичника, а затем, по его имени, получило название селение. О возможности этого свидетельствует существование древнерусского имени Суздал, притяжательная форма от которого — Суздаль, где ь служит показателем принадлежности.

 Археологические раскопки показывают, что здесь были поселения не позднее Х века н. э. В XI веке это была богатая земля, входившая в состав Киевского государства.

 Христианство неохотно принималось в этих краях, населенных главным образом смердами. Проповедников изгоняли или убивали. После того как правивший в то время Ярослав Мудрый издал новые законы, приведшие к еще большей зависимости смердов от богатой части населения, на суздальской земле вспыхивает восстание, подавлять которое приехал сам Ярослав.

 После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году его сыновья разделили между собой земли. Всеволод Ярославич получил Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переславль Южный, которые потом перешли к его сыну, Владимиру Мономаху. Во время правления Мономаха богатые суздальские земли пытался отвоевать у него князь Олег Святославич, владевший Муромом и Черниговом, и при нападении сжег Суздаль.

 Этим посягательства на город не окончились. В 1107 году на Суздаль напали волжские болгары. После нападения болгар Мономах строит в Суздале первый христианский собор — Успенский. До нашего времени собор не сохранился, но по сведениям, полученным во время раскопок, это было мощное кирпичное четырехстолпное здание с одной главой.

 После Мономаха Ростово-Суздальским княжеством правит его сын Юрий Долгорукий, который делает Суздаль стольным градом, а княжескую резиденцию размещает в соседней Кидекше на берегу Нерли. Таким образом, он заодно брал под контроль и водный путь до Суздаля по реке Каменке. Из-за частых вражеских набегов и местных восстаний Юрий Долгорукий был вынужден возвести вокруг города земляные укрепления, на верху которых устанавливались стены из заостренных сверху дубовых бревен. Земляные валы сохранились и до сих пор. Снаружи крепости с севера и запада стену огибала Каменка, а с востока — ров. В город было три въезда с башнями и воротами.

 В это время в Суздаль начинает стекаться ремесленный и торговый люд, и с восточной части разрастается посад. Он также был обнесен земляными укреплениями с дубовым тыном и воротами. С севера посад был защищен и искусственным рвом.

 Также вокруг города начинают занимать земли и монастыри. Уже в конце XI века на высоком правом берегу Каменки вырастает Дмитриевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством киевского митрополита Ефрема.

 В городе концентрируется несколько сил: княжеская власть, бояре и горожане. Им было суждено оказывать свое влияние на предстоящую борьбу за власть сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.

 Князь Андрей, которого суздальские бояре хотели сделать правителем Суздаля, при условии сохранения их влияния на управление городом, сначала принял их предложение, затем отказался подчиняться боярской знати и начал политику укрепления единовластия, за что и поплатился: недовольная его политикой и удалениями неугодных бояр старая ростово-суздальская знать составляет заговор, и 29 июня 1174 года заговорщики проникают во дворец Андрея в Боголюбове и убивают его.

 После гибели Андрея суздальцы пытаются выйти из подчинения Владимиру, куда Андрей Боголюбский перенес столицу княжества, но это им не удается. Младший брат князя Андрея Всеволод III (Большое Гнездо) остается княжить во Владимире. При нем Суздаль продолжает расти и укрепляться. При впадении в Каменку речки Мжары располагается владение младшего брата Всеволода Михалки — Михайловская слобода (Михали).

 После смерти Всеволода в 1212 году Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. Суздаль в 1217 году отдан Юрию Всеволодовичу, который перестраивает собор, построенный его дедом Юрием Долгоруким в 1148 году. Новый белокаменный трехглавый собор получает название Рождественского.

 

Монголо-татарское иго

 Нашествие монголо-татарской орды в 1237 -1238 годы не обошло и Суздаль. Под предводительством хана Батыя орды осадили Владимир и вверх по течению Нерли пошли к Суздалю. Обманув расчеты великого князя Георгия, ожидавшего врагов на реке Сить, ордынцы вышли на Ярунову гору, в непосредственной близости от кремля. Суздаль был сожжен и разграблен, а почти все его жители перебиты или взяты в плен. Был уничтожен Введенский монастырь. Дружина великого князя была разбита на реке Сить.

 В 1257 году Суздаль был обложен данью, сбором которой занимались баскаки — ордынские сборщики.

 Владимирский престол в это время утрачивает свое реальное значение, а Суздаль превращается в центр религиозной жизни. В нем строятся новые монастыри. В северной части города рядом с Ризоположенским строится Троицкий монастырь, на северо-западе от них на высоком берегу Каменки — Александровский (предания связывают его название с именем Александра Невского), на востоке на излучине Каменки — Васильевский. От ранних построек этих монастырей не осталось и следа — все они были деревянными.

 Под влиянием политики московских князей суздальский князь Константин Васильевич переносит столицу Суздальско-Нижегородского княжества на Волгу, подальше от влиятельного соседа. Во время противостояния суздальских и московских князей строятся мощные Спасский и Покровский монастыри, служившие также и крепостями.

 В 1392 году московский князь Василий Дмитриевич получает в Орде ярлык на Суздальско-Нижегородское княжение. Это означало окончание независимости Суздаля, хотя попытки восстановить политическую власть и прежнюю территорию княжества продолжались вплоть до 1445 года.

 

XVI век

 К концу XV — началу XVI века Суздаль уже полностью подпадает под власть усилившейся Москвы, и его монастыри становятся местом ссылок неугодных представителей княжеских и боярских родов. Больше всего именитых ссыльных побывало в женском Покровском монастыре, которому в связи с этим доставались и богатые дары.

 Утратив свое политическое значение, город становится крупным религиозным центром. Здесь располагается центр Суздальской епископии, получившей в конце XVI века статус архиепископии. В монастырях Суздаля оживляется каменное строительство. Одним из первых заменяет деревянные строения каменными Покровский монастырь, вслед за ним — Спасо-Евфимиев. Надстраивается кирпичом древний Рождественский собор. В Ризоположенском монастыре строится новый каменный собор. Покровский монастырь часто навещал царь Иван IV Грозный. К его приезду суздальский архиерей сооружает церковь Благовещения.

 В Суздале появляются свои иконописцы, чеканщики, серебряники.

 С востока к городу примыкал посад, обнесенный с XII века вторым валом с бревенчатым тыном. В середине посада лежала торговая площадь, окруженная улицами и переулками, в которых жили торговцы и ремесленники.

 За Каменкой перед кремлем раскинулись заливные луга. Все они принадлежали суздальскому архиерею. Между Андреевым лугом и монастырями помещалась Кожевенная слобода.

 

XVII век

 XVII век для Суздаля начался с оставившего заметный след на облике города польско-литовского разорения. После того как в 1607 году Лжедмитрий II расположился под Москвой в местечке Тушино (за что получил прозвание «Тушинский вор») и не смог взять Москву приступом, отряды польско-литовских войск принялись за разграбление окрестных городов.

 В 1608 году после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611 году город снова подвергся нападению литовцев. Следы этих трагических событий еще долго сохранялись и в облике города, и в памяти суздальцев. В борьбе за освобождение Московского государства от польского вторжения Суздаль принял активное участие: в 1612 году суздальский князь Дмитрий Пожарский с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению.

 В первой четверти XVII века Суздаль преследовали неурожаи и — как следствие этого — крестьянские бунты. В 1634 году на Суздаль напали крымские татары и разрушили его. После этого город постепенно начал отстраиваться заново. Но семнадцатому веку, видимо, было суждено стать одним из самый несчастливых для Суздаля: в 1644 году его отдают как приданое за Ириной, дочерью царя Михаила Федоровича, датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Пожар 1646 года уничтожил весь посад, а чума 1654 года унесла жизни почти половины горожан.

 После всех несчастий первой половины XVII века Суздаль снова начал оправляться. Каменное строительство, правда, было под силу только богатым монастырям — Спасо-Евфимиеву и Покровскому. Прочие монастыри с трудом справлялись с постройкой немногочисленных своих зданий. Постепенно монастыри богатеют, что приводит к увеличению церковного строительства. Присланный из Москвы строитель Никифор Беклемишев возводит вокруг кремля новые стены с башнями. В Суздале появляются свои каменщики; зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков из посадских людей становятся выдающимися мастерами своего времени.

 

XVIII век

 В 1708 году Петр I издал указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а затем, после разделения Московской губернии на 9 провинций, стал центром отдельной провинции.

В 1714 году в городе была учреждена первая школа, а в 1723 году — духовная семинария, выпускником которой был химик Д. И. Виноградов, изобретатель русского фарфора.

 Начало XVIII века для Суздаля было тяжелым. Начатые Петром I Северная война и строительство Петербурга привели к новым трудностям: необходимы были люди и средства. Суздальские монастыри страдали от мобилизации своих крестьян на работы в Петербург, на верфи в Воронеже, в Москву. В 1719 году город уничтожает пожар, а вскоре от эпидемии вымирает почти половина жителей.

 Но, несмотря ни на что, торговые посадские люди отстраивают свою часть города, посад расширяется, строятся каменные дома купцов взамен деревянных. К XVIII веку относится такое явление в архитектуре города, как строительство «парных» церквей — «летних» и «зимних» рядом. В то время как монастырское строительство сильно сокращается, деревянные городские церкви сменяются новыми каменными.

 В 1767 году в Спасо-Евфимиевом монастыре учреждается тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, для политических преступников.

 В 1778 году Суздаль становится уездным городом Владимирского наместничества и получает новый герб — белого сокола на синем фоне. Епархия переводится в губернский центр, и здание архиерейских палат передается духовной семинарии. В палатах размещается бурса — общежитие для семинаристов, обучающихся за казенный счет. Те помещения, которые не были заняты бурсой, отданы под жилье для учителей, а склады и кладовые архиерейских палат отдаются суздальскому купечеству для хранения товаров.

 В 1788 году, при Екатерине II, царским правительством утверждается новый генеральный план Суздаля. Им предусмотрены правильные прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка города оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы Суздаля, который теперь включал в себя не только старую центральную часть, но и предместья — монастыри с ремесленными слободами. Строится новая прямая улица — Васильевская, названная по монастырю.

 С 1796 года Суздаль — уездный город Владимирской губернии.

 

XIX век

 После утверждения регулярного плана города в конце XVIII века в Суздале продолжается каменное строительство. Это, в отличие от прошлых веков, главным образом гражданские здания. В 1806 — 1811 годах в центре города вырастают Торговые ряды (Гостиный двор), в 1834 году — Присутственные места (сейчас это здание занимает загс). В 1820 х гг. строятся ломбард и таможня. После победы над Наполеоном в Ризположенском монастыре возводится 72-метровая колокольня.

 В середине XIX века появляются так называемые богоугодные заведения — Вихреевский женский приют (ныне детский сад № 3), Шишкинский приют для мальчиков-сирот (в нем в советское время разместилась ветеринарная лечебница). Купец Блохин на свои средства открывает Блохинскую богадельню (в советское время — художественное училище). Строится здание земской управы.

 Главная улица застраивается купеческими домами, различающимися по архитектуре, в зависимости от вкусов владельцев. Эти здания сохранились до нашего времени, не сильно изменившись.

 Суздаль растет и развивается как купеческий город. В Гостином дворе к середине XIX века насчитывалось до 180 «растворов» — торговых лавок, принадлежавших суздальским и приезжим купцам. Ежегодно в сентябре на большую ярмарку в город съезжались купцы со всей России. Это неудивительно — через Суздаль в то время проходил торговый путь из южных губерний на север, в Петербург и Архангельск. В самом Суздале и его окрестностях жители занимались сельским хозяйством, держали сады и огороды; также были развиты и ремесла: чеканка, златошвейное искусство, узорное ткачество, литье колоколов. Суздальская мануфактура и кожи продавались во всех южных городах России.

 После строительства Николаевской железной дороги значение Суздаля как торгового города стало резко падать. Усиливаются мануфактуры соседнего Иваново, а в Суздале остается несколько небольших предприятий и частные ремесленники, получающие заказы от ивановских и ореховских фабрик.

 

XX век

 На рубеже веков в Суздале, который обошла стороной железная дорога, каменной застройки было по-прежнему немного, и улицы, многие из которых не были даже замощены, застраивались деревянными домами; часть их сохранилась и по сей день. Немаловажной частью города были сады и огороды, имевшиеся почти у каждой семьи; ими «было занято до 366 десятин земли, и ежегодно вывозилось на рынок до 620 пудов овощей в сыром виде, кроме капусты и картофеля». В конце сентября в Суздале начиналась Преподобенская Евфросиньевская ярмарка, на которой торговали всем — от животных до галантерейных товаров и икон.

 Были в городе и маленькие частные фабрики и заводы, на которых было занято в общей сложности 36 человек: пестрядинная фабрика, колокольный и кожевенные заводы. При этом в городе был и драматический кружок, и даже целых две футбольные команды.

 В начале века в городе возник социал-демократический кружок. Организаторами его были А. К. Гастев и А. И. Скобенников, входили туда в основном представители местной интеллигенции — учителя, ветеринарный врач. Маленький кружок в 1907 году был раскрыт и после обыска у его участников четверо из них были отправлены в Сибирь. Те, кому удалось избежать суда, остались в Суздале, но революционной деятельностью заниматься прекратили.

 Памятным событием истории Суздаля этих лет стал приезд императорской семьи в 1913 году. Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.

 Известие о Февральской революции 1917 года дошло до Суздаля с опозданием. 5 марта состоялось собрание граждан Суздаля в доме купца Кашицына, где был избран Городской исполнительный комитет, куда вошли представители всех слоев суздальского населения: купцов, ремесленников, земских служащих, учителей, духовенства, крестьян, военных. Но через два дня из Владимира поступило указание назначить уездным комиссаром только что смещенного суздальцами главу Земской управы Шафрова.

 О низложении Временного правительства в Суздале тоже узнали с опозданием на две недели, и вскоре в городе была установлена Советская власть. Председателем уездного исполкома был назначен большевик М. П. Иринин, а 9 ноября состоялось первое собрание Совета крестьянских и солдатских депутатов, и первым уездным комиссаром был избран Митрофан Дунин.

 За время Гражданской войны власть в Суздале, в отличие от многих городов России, не менялась. В период Великой Отечественной войны жители Суздаля, как и всей Владимирской области, героически сражались на фронте и самоотверженно трудились в тылу.

 Современный Суздаль — один из красивейших российских городов. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем. Многие памятники Суздаля и все его музеи входят в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Суздальский историко-художественный музей основан в 1922 г. С 1958 г. он является филиалом Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ныне в состав музея входят памятники культовой архитектуры на территории Суздальского кремля, Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей, около 20 приходских храмов, Суздальский музей деревянного зодчества и народного быта. В Суздале охраняются государством 250 памятников градостроительства и архитектуры, а также еще 6 памятников истории.

В 1967 г. принято постановление Совета Министров СССР о строительстве в Суздале туристического центра; часть учреждений туризма размещается в приспособленных старинных зданиях. Сохранены многочисленные памятники архитектуры и планировка, сложившаяся к XVIII в. (регулярный план застройки утвержден в 1788 г., осуществлен частично).

За сохранение культурного наследия и развитие туризма Суздаль был отмечен орденом «Знак Почета» в 1974 году, а в 1982 году международная организация ФИЖЕТ вручила городу Суздаль свой приз – «Золотое яблоко». В 1992 году главные архитектурные ансамбли города – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше (точная формулировка: Белокаменные памятники Владимира и Суздаля) внесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. 

 

XXI век

Ознаменован переходом Владимиро-Суздальской земли к экотуризму с реализацией Экопарка «Суздаль» - уникального туристско-рекреационного кластера. Он расположен в пригороде древнерусского города Суздаль, входящего в Золотое кольцо России и занимает площадь 125 квадратных километров. На территории Экопарка будет размещено более 10 000 объектов туристской инфраструктуры малого и среднего бизнеса: 4 000 гостевых домов (мини-отелей) в 10 экопоселениях, 4 000 туристских гостевых дач и 2 000 домиков для гостей в тематических туристских экобазах.

На этой территории сообщество добрых и гостеприимных людей не только принимают туристов со всего мира, но и ведут фермерское хозяйство, пасеку, экоранчо или занимаются аквакультурой. Основным сельскохозяйственным животным на территории Экопарка является дождевой червь «Старатель», культивирование которого обеспечивает сельхозпроизводство необходимым объемом био-органических удобрений. В Экопарке «Суздаль» все продукты питания будут производиться по экологическим стандартам.

 

 


наверх

ЗАЯВКА

на бизнес формат экоферма "Грин-ПИКъ"